Уклонение от укола рапирой


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ФЕХТОВАНИЯ

В далеком Средневековье фехтование считалось одной из «семи благородных страстей рыцаря». В Испании в начале XV века фехтовальное искусство было важнейшая составляющей боевой подготовки воинов. В середине XVI века центром развития фехтования стала Италия, а затем и Франция, где высоким фехтовальным мастерством славились королевские мушкетеры. С XVII века как отдельное искусство начало развиваться спортивное фехтование. И в программу первых Олимпийских игр современности оно было включено безоговорочно. В России фехтование культивируется с Петровских времен. Первые же официальные состязания за звание чемпиона России были проведены в 1860 году. Олимпийский дебют российских фехтовальщиков состоялся в 1912 года. Правда, оказался неудачным – не было завоевано ни одного первого места. Первый олимпийский успех российских фехтовальщиков датирован 1952 годом. А уже начиная с 1960 года наши спортсмены становились обладателями золотых медалей на всех Олимпийских играх, в которых принимали участие.

Надеюсь, данный словарь терминов спортивного фехтования поможет вам стать более квалифицированными болельщиками увлекательных и динамичных состязаний современных рыцарей, гардемаринов и мушкетеров.

ААтака — инициативное наступательное действие с целью нанесения укола (удара), выполняемое выпрямлением вооруженной руки с непрерывной угрозой поражаемой поверхности противника.Атака основная — начинающая боевую схватку.Атака на подготовку — выполненная на противника, приближающегося с целью перехода в атаку.Атака ответная — выполненная на противника, отступающего после неудавшейся атаки.Атака повторная — выполненная на противника, защитившегося без попытки ответа, отступлением или уклонением.Атаки обоюдные — начинаемые и завершаемые обоими фехтовальщиками одновременно.Атака простая (ответ, контратака, ремиз, нападение с прямой рукой) — выполняемая с однотемповым движением оружия.Атака с действиями на оружие — состоящая из батмана (захвата, завязывания) и укола (удара).Атака (ответ) с финтами — выполняемая с угрожающими движениями оружием и уколом (ударом).Атака комбинированная — состоящая из действия на оружие, финтов и укола (удара).

Атака с задержкой — выполняемая с кратковременной остановкой оружия по ходу выполнения финта или укола (удара).

ББатман — удар оружием по клинку противника с целью его поколебать или вывести за пределы поражаемой поверхности.Батман (захват, отбив) прямой — выполняемый перемещением клинка в горизонтальной плоскости.Батман (захват, отбив) полукруговой — выполняемый перемещением клинка в вертикальной плоскости.Батман (захват, отбив) круговой — выполняемый вертикальным и горизонтальным перемещениями клинка с возвратом в первоначальную позицию.Батман (отбив) проходящий — выполняемый скользящим движением вдоль клинка с последующим обведением острия.Батман (отбив) ударный — выполняемый встречным движением клинка к оружию противника.Боевая стойка — положение фехтовальщика, отражающее его готовность к ведению поединка.Боевая схватка — отдельный эпизод поединка, состоящий из непрерывно следующих действий.Бой — спортивный поединок на холодном оружии, обусловленный правилами соревнований.Бой ближний — фрагмент поединка, в котором участники имеют возможность поразить противника, действуя только оружием.Бой наступательный — с преимущественным применением атак, завоеванием поля боя.Бой оборонительный — с преимущественным применением средств противодействия атакам (защит и ответов, контратак, нападения с прямой рукой), отступления и уклонения.Бой маневренный — с постоянными глубокими перемещениями по фехтовальной дорожке.Бой позиционный — с незначительными перемещениями по фехтовальной дорожке.Бой скоротечный — с борьбой за атаковую инициативу и незначительной подготовкой боевых действий.

Бой выжидательный — с продолжительной подготовкой боевых действий.

ВВладеть соединением — быть защищенным от нападений прямо.Вызов — действие, побуждающее противника на применение определенного действия.

Выпад — движение фехтовальщика вперед из боевой стойки толчком сзади стоящей ноги и последующей опорой на выставляемую вперед стоящую ногу.

ГГарда — металлический щиток выпуклой формы на эфесе оружия для защиты кисти от уколов (ударов).

Границы поля боя — линии, ограничивающие фехтовальную дорожку (боковые и задние).

ДДвойной перевод — атака (ответ), состоящая из одного финта переводом и укола переводом в другой сектор, с целью обойти прямую (полукруговую) защиту противника.Действие — движение фехтовальщика, применяемое для решения тактических задач в отдельной схватке.Действие однотемповое (двухтемповое, трехтемповое, многотемповое) — продолжительностью выполнения одного (двух, трех, серий) движения (действия) оружием.Действие подготавливающее — без задачи нанесения или отражения укола (удара).Действие обусловленное — основанное на быстроте простых двигательных реакций, с предопределенным сектором завершения нападения, направлением действия на оружие и финтов, их количеством, направлением защитного движения оружием.Действие с выбором — основанное на проявлениях дизъюнктивных сложных реакций, состоящее из двух или нескольких вариантов защиты (нападений).Действие с переключением — основанное на проявлениях дифференцировочных реакций, выполняемое непрерывно в ходе схватки после другого начавшегося действия.Действие преднамеренное — действие, выполнение которого спортсмен заранее предполагал.Действие экспромтное — выполняемое при неожиданно возникающем поводе.Действие преднамеренно-экспромтное — с преднамеренной начальной фазой и экспромтным завершением.Действие первого намерения — без передачи противнику тактической и временной правоты в ходе схватки.Действие последующих намерений — с передачей противнику тактической правоты или преимущества во времени и последующим их завоеванием в ходе непрерывной схватки.Действие с выигрышем темпа — с опережением продолжительностью выполнения одного простого действия оружием, фиксируемым визуально руководителем боя на рапире и сабле, электрофиксатором — на шпаге.Действительный укол (удар) — отчетливо нанесенный в поражаемую поверхность.Дистанция — расстояние между фехтовальщиками в поединке.Дистанция ближняя — расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом), действуя только вооруженной рукой.Дистанция средняя — расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом) с выпадом.Дистанция дальняя — расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом), сделав предварительно шаг вперед и выпад («стрелу»).Дистанция сверхдальняя — расстояние между фехтовальщиками, превышающее длину атаки со скачком и выпадом («стрелой»).

Доктрина фехтовальщика — понятие, отражающее подход спортсмена к решению конкретных задач схватки, боя, соревнования.

ЗЗавязывание — разновидность захвата с перемещением клинка противника в различных плоскостях.Закрытие назад (вперед) — возвращение в боевую стойку после выпада, шага (скачка) и выпада.Захват — силовое воздействие оружием на клинок противника в соединении с ним.Защита — отражение оружием оружия противника, совершающего атаку или контратаку.Защита конкретная — применяемая с целью отражения нападения противника в определенный сектор.

Защита обобщающая — выполняемая для отбива оружия нападающего противника при разнонаправленных перемещениях клинка.

ИИгра оружием — перемещение клинка как при отсутствии, так и при наличии контакта с оружием противника.

Исходное положение перед боем — положение фехтовальщика с вытянутым вперед оружием и маской в невооруженной руке.

ККомбинация приемов (действий) двухступенчатая (трехступенчатая)— состоящая из двух (трех) непрерывно выполняемых в одной схватке действий или приемов нападения и маневрирования.Контратака — нападение на противника с целью опередить начатую им атаку или избежать укола оппозицией, уклонением.Контрзащита — отражение оружием ответа противника.Контрответ — нападение, выполняемое непосредственно после отражения оружием ответа противника.

Контртемп — нападение с целью опередить атаку противника на подготовку.

ЛЛезвие — рубящий край сабельного клинка.Линии фехтовальные — условное понятие о сторонах пространства, лежащих внутрь и кнаружи (вверх и вниз) от клинка фехтовальщика.

Ложные нападения и защиты — выполняемые с меньшей длиной, чем это необходимо при нанесении укола (удара) противнику, с большей глубиной — при отражении его нападений.

ММаневрирование — глубокое перемещение по полю боя.

Маскировка — действие, отвлекающее противника от определенных намерений или предстоящих действий, скрывающее состояние.

ННамерение — тактическая задача боевого действия.Нападение — попытка нанести укол (удар) вне зависимости от тактической правоты или разницы во времени между действиями фехтовальщиков.Нападения встречные — выполненные с целью противодействия атакующему (наносящему ответ) противнику, при взаимных попытках нанесения укола (удара).Нападение с прямой рукой (укол из положения «оружие в линии») — нападение на атакующего с целью использовать тактическую правоту при взаимных уколах, избегая столкновения с оружием противника.Недействительный укол (удар) — нанесенный в непоражаемую поверхность фехтовальщика.

Непоражаемая поверхность — части тела фехтовальщика, нападения в которые не засчитываются.

ООбух — утолщенный край сабельного клинка.Оппозиция — силовое воздействие оружием на оружие противника с целью закрыть один из секторов поражаемой поверхности в ходе нападения и избежать укола (удара).Оружие фехтовальное — рапиры, шпаги, сабли, состоящие из клинка, гарды, рукоятки.Острие клинка — конец оружия, предназначенный для нанесения укола, имеющий наконечник.Отбив — отражение клинка противника, приближающегося к поражаемой поверхности.Отбив отведением — выполняемый из соединения силовым противопоставлением своего клинка оружию противника.Отбив подстановкой — выполняемый выдвижением сильной части клинка в определенный сектор.Отбив уступающий — выполняемый противопоставлением сильной части своего клинка оружию противника путем его перемещения из верхнего соединения в нижнее или из нижнего в верхнее.

Ответ — нападение, выполняемое непосредственно после защиты.

ППеревод — нападение, выполняемое с обведением клинка, гарды или вооруженной руки противника.Перенос — нападение, выполняемое с обведением острия клинка противника.Перемена соединения — перемещение оружия из одной линии в другую.Позиция — положение оружия по отношению к собственной поражаемой поверхности фехтовальщика.Показ укола (удара) — угрожающее движение оружием в направлении поражаемой поверхности противника, имитирующее начальную фазу нападения.Поле боя — площадка, предназначенная для ведения поединка фехтовальщиков.Поражаемая поверхность — части тела фехтовальщика, нападения в которые засчитываются в соревнованиях.Правый (левый) бок — часть туловища фехтовальщика, поражаемая в боях на саблях.Прием — специализированное положение и движение фехтовальщика, отличающееся характерной двигательной структурой, взятое вне тактической ситуации.Приемы маневрирования — шаги, скрестные шаги, скачки, бег, закрытия после выпада.Приемы нападения — выпад, «стрела», шаг (скачок) и выпад.

Прямая рука — положение, в котором вооруженная рука спортсмена выпрямлена, а острие клинка угрожает поражаемой поверхности.

РРазведка — действие, применяемое с целью получения информации о противнике.Рапира — спортивное колющее оружие весом 500 г с клинком длиной до 90 см прямоугольного сечения и круглой гардой диаметром не более 12 см.

Ремиз — нападение после столкновения с защитой противника с целью опережения ответа.

ССабля — спортивное рубяще-колющее оружие весом до 500 г с клинком не более 88 см трапецевидного сечения и овальной гардой, имеющей дужку.Салют — приветствие движением оружия.Сектор — часть поражаемой поверхности фехтовальщика, ограниченная вертикальной и горизонтальной линиями, пересекающимися в центре гарды. сектор может быть верхним или нижним, внутренним или наружным.Скачок — перемещение фехтовальщика без скрещивания ног с использованием безопорной фазы.Скрестный шаг — перемещение фехтовальщика со скрещиванием ног.Соединение — соприкосновение клинков.Средства фехтования — действия, используемые фехтовальщиками в бою, а также технические приемы и боевые действия, применяемые в процессе тренировки.Столкновение — резкое соприкосновение фехтовальщиков какими-либо частями тела по вине одного или обоих спортсменов.Стрела (бросок или «флеш») — прием нападения, выполняемый бегом или прыжком из боевой стойки и приземлением на выставляемую сзади стоящую ногу.Строевая стойка — положение фехтовальщика с оружием и маской в невооруженной руке.

Схватка одноактная (двух, трехактная, многоактная) — состоящая из одного действия (двух, трех, многих действий) спортсмена, а также противодействия противника.

ТТактика — характер ведения боя и сумма способов обыгрывания, применяемых фехтовальщиком в единоборстве.Тактическая правота — преимущество, определяемое правилами соревнований для атак и ответов при взаимных уколах (ударах) в фехтовании на рапирах и саблях.

Техника — совокупность наиболее целесообразных приемов фехтовального боя, а также структура и другие параметры их выполнения.

УУдар — прикосновение лезвия (или первой трети обуха со стороны острия) клинка с определенной силой к поражаемой поверхности противника.Удвоенный перевод — атака (ответ), состоящая из одного финта переводом и укола переводом в тот же сектор с целью обойти круговую защиту противника.Уклонение — перемещение поражаемой поверхности с целью затруднить противнику нанесение укола (удара) и избежать его получения.

Укол — прикосновение острия клинка к поражаемой поверхности противника с определенной силой, фиксируемое аппаратом-электрофиксатором.

ФФехтование — вид спорта, представляющий собой единоборство на холодном спортивном оружии.Фехтовальный темп — продолжительность выполнения одного простого действия.

Финт — угрожающее движение оружием, вызывающее у противника реагирование защитой.

ЧЧасти клинка — условное деление клинка на слабую (ближнюю к острию оружия), среднюю и сильную (ближнюю к гарде) части.Чувство боя — специализированное свойство фехтовальщика, основанное на быстроте и точности двигательных восприятий.Чувство времени — специализированное свойство фехтовальщика в оценке микроинтервалов времени.Чувство дистанции — специализированное свойство фехтовальщика6 основанное на точности оценки расстояния до противника.

Чувство оружия — специализированное свойство фехтовальщика, основанное на быстроте и точности тактильных восприятий.

ШШаг — перемещение фехтовальщика по полю боя, исключающее безопорную фазу и скрещивание ног.Шаг (скачок) и выпад — прием нападения, состоящий из непрерывно выполняемых шага (скачка) и выпада.

Шпага — спортивное колющее оружие весом до 770 г с клинком длиной до 90 см трехугольного сечения и круглой гардой диаметром не более 13,5 см.

ЭЭлектрофиксатор — аппарат для судейства боев, фиксирующий уколы и удары в фехтовании на рапирах, шпагах, саблях, преимущество во времени нанесения укола в фехтовании на шпагах.

ruchampions.com

Правила фехтования

» Фехтование » Правила фехтования

Место

Поединки фехтовальщиков проходят на дорожке (или поле боя) длиной 14 м и шириной 1,5-2,00 м со специальной разметкой в виде проходящей посередине (перпендикулярно дорожке) центральной линии, двух линий исходной позиции (расположенных на расстоянии 2 м от центральной линии), а также боковых и задних границ дорожки;

С каждой стороны дорожки — по всей ее ширине — выделяются (обычно контрастным цветом) отрезки длиной в 2 м: во время поединка это служит своеобразным предупреждением отступающему спортсмену, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

Оружие

Фехтовальное оружие состоит из клинка, рукоятки и гарды (металлический щиток/дужка на рукоятке, защищающие руку спортсмена); На острие клинка крепится специальный защитный наконечник; Соревнования по спортивному фехтованию проводятся на трех видах оружия; Рапира — колющее оружие (удары можно наносить только острием клинка); Шпага тоже относится к колющему оружию, но имеет более жесткий трехгранный клинок, более крупную по размерам гарду (13,5 см в диаметре — так как в бою шпажистов уколы в руку засчитываются) и больший вес — до 770 гр.; Сабля — современная облегченная версия кавалерийского клинка (трапециевидного сечения);

Удары гардой запрещены: за подобные удары начисляются штрафные очки.

Поражаемая поверхность

Поражаемая поверхность — это часть тела соперника, укол в которую приносит спортсмену очки; В поединке на рапирах включает в себя торс спереди и сзади (до пояса); Голова, руки и ноги в нее не входят; В случае нанесения укола за пределы поражаемой поверхности поединок останавливается, а этот и все последующие (в данном эпизоде) уколы не засчитываются; Поражаемая поверхность в поединке шпажистов — все тело (исключая затылок); У саблистов засчитываются уколы (удары) во все части тела выше пояса, включая руки и голову (кроме затылка); Попадания в другие части тела не засчитываются, но бой при этом — в отличие от поединка рапиристов — не останавливается;

В бою рапиристов и саблистов судья может засчитать и укол, нанесенный вне зачетной зоны, — в случае, если защищающийся спортсмен намеренно прикрыл поражаемую поверхность какой-либо «непоражаемой» частью тела (например, ногой).

Фиксация удара

Удары фиксируются электрофиксаторами;

При срабатывании электрофиксатора раздается звуковой и зажигается световой сигнал: в поединке шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается также, был ли этот укол/удар нанесен в поражаемую поверхность;

Только эти сигналы могут служить основанием для присуждения укола; Рефери может и не засчитать зарегистрированный электрофиксатором укол — в случае, если он был нанесен с нарушением правил;

После команды «Стой!» уколы (удары) не засчитываются — за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался еще до команды.

Поединок

Поединки на саблях и рапирах носят условный характер и строятся на так называемом праве атаки: нападение соперника должно быть отбито прежде, чем начнется ответное действие;

Спортсмен, который первым начал нападение, считается атакующим, — соответственно, фехтовальщик, отбивший клинком оружие атакующего (или контратакующего), считается защищающимся; При одновременно завершаемых соперниками уколах/ударах преимущество имеет атаковавший (или защитившийся и нанесший ответный удар — в случае, когда противник проводит повторное нападение): в отличие от поединка шпажистов, в бою на рапирах и саблях взаимные уколы не засчитываются; Бои на шпагах приближены к условиям реального поединка (дуэли); Право атаки здесь не действует. Очко за укол получает тот, кто раньше (в пределах 0,04-0,05 сек) поразит соперника: подобное преимущество определяется с помощью электрофиксатора;

При меньшем интервале уколы засчитываются обоим соперникам (за исключением ситуаций, когда подобные уколы наносятся в конце поединка при равном счете).

Ход поединка

Перед началом поединка (а также второго и третьего раунда — и дополнительной минуты) соперники встают на линии исходной позиции, повернувшись друг к другу боком; Поединок начинается и возобновляется по команде судьи; Поединок продолжается до тех пор, пока не последует команда «стой!»; В финальной стадии соревнований индивидуальные поединки делятся на три 3-минутных раунда с минутным перерывом между ними; В командных состязаниях каждый фехтовальщик должен провести поединок с каждым из трех участников команды-соперницы;

Таким образом, матч между двумя командами состоит из 9 индивидуальных поединков.

Хронометраж

В поединке фехтовальщиков хронометрируется «чистое время», т. е. временные промежутки между командами судьи к началу (продолжению) и остановке боя.

Победитель

Побеждает в бою спортсмен, первым набравший 15 очков (или же больше очков на момент истечения времени поединка); При ничейном — к моменту окончания боя — счете добавляется еще одна минута, и борьба идет до первого укола;

Предварительно разыгрывается так называемый «приоритет»: проводится жеребьевка, определяющая победителя на случай, если никто из соперников не сможет нанести решающий укол в добавленную минуту.

Судейство

В состав судейской бригады входят: рефери (или руководитель боя), судьи-ассистенты, хронометристы, «счетчики» и пр.; Перед началом боя рефери проверяет амуницию участников, наличие маркировки исправности оружия и защитной экипировки. Он контролирует ход поединка, подавая определенные команды и жесты участникам, засчитывает уколы, назначает наказания в случае нарушений и т. д.; Судьи, располагающиеся с разных сторон площадки, помогают рефери.

Нарушения

Если фехтовальщик заступает ногой (или обеими ногами) за боковые пределы дорожки, ему присуждается «штраф в 1 метр»: поединок возобновляется на расстоянии 1 м от места нарушения — в сторону нарушившего спортсмена; Если он допустил заступ позади себя, ему присуждается штрафной укол; Штрафной укол следует и в том случае, когда фехтовальщик допустил нарушение, не позволившее сопернику нанести укол (в правилах специально оговариваются допустимые приемы защиты); Может быть и незасчитанный укол (если он был нанесен сопернику со «сменой руки», т. е. с перекладыванием оружия из одной руки в другую, или с каким-то другим нарушением); Правилами предусмотрены и другие технические и дисциплинарные ограничения, несоблюдение которых карается соответствующим образом; не допускается атака бегом, намеренный контакт телом, толчок соперника, поворот к нему спиной, удар оружием по поверхности площадки, защитные и атакующие действия свободной рукой; Запрещено снимать защитный наконечник с оружия, пытаться чинить оружие и совершать какие-либо иные действия с ним без предварительного разрешения судьи; Нельзя самовольно покидать площадку до окончания боя, снимать маску, пока не последует команда «Стой!», и т. д.; При вынесении предупреждения спортсмену показывается желтая карточка, при последующих аналогичных нарушениях (а также за некоторые дисциплинарные нарушения, даже если они допущены в первый раз) показывается красная карточка, означающая штрафной укол; Черная карточка (дисквалификация) показывается за грубые нарушения и неспортивное поведение, а также за некоторые повторные нарушения, за которые в ходе поединка спортсмену уже предъявлялась красная карточка;

В случае отказа от поединка или неявки на бой к назначенному времени спортсмен (команда) дисквалифицируется

Даниил 2017-01-28 23:55:32

Тут все слишком расплывчато, к тому же мало внимания обращено на особенности рапиры и сабли, а ведь в них правила куда сложнее чем в шпаге

[Ответить] [Ответить с цитатой] [Отменить ответ]
Масянька 2013-06-24 10:53:05Теперь осталось всё это выучить) [Ответить] [Ответить с цитатой] [Отменить ответ]
Лягушка 2013-06-19 15:26:08нуу...... надеюсь что понравиться [Ответить] [Ответить с цитатой] [Отменить ответ]
махандрч 2013-04-19 13:40:55круто. лучше бы конкретные прааила написали [Ответить] [Ответить с цитатой] [Отменить ответ]
Страницы: [1] Идёт загрузка...

bestsportsmeny.ru

Экипировка фехтовальщика и фиксация уколов

Экипировка фехтовальщика включает: легкий защитный костюм белого цвета, состоящий из куртки (колет) и бриджей; такого же цвета длинные (до колена) носки и специальную обувь; маску для лица с металлической сеткой и приспособлением, защищающим горло спортсмена; перчатку (надевается на руку, в которой фехтовальщик держит оружие). Саблисты надевают поверх костюма специальные металлизированные куртки, а рапиристы – жилеты, закрывающие поражаемую поверхность спортсмена, при нанесении укола (или – у саблистов – удара) в нее на регистрирующем аппарате (электрофиксаторе) загорается цветная лампочка: в случае, если все было сделано в соответствии с правилами, этот укол (удар) засчитывается и нанесшему его спортсмену присуждается очко. (При нанесении укола вне зачетной зоны на аппарате, соответственно, загорается белая лампочка.) У саблистов голова входит в поражаемую поверхность, поэтому их маска находится в электрическом контакте с курткой. Поскольку у шпажистов все тело является поражаемой поверхностью, они не носят поверх костюма никаких металлизированных одежд. Через одежду фехтовальщика проходит электрическая схема, связанная с регистрирующим аппаратом проводной или беспроводной системой. Под костюм фехтовальщики надевают защитные нагрудники, выдерживающие удары до 800 ньютон. В куртки женщин-фехтовальщиц вшиты также протекторы для груди. Перед началом боя наравне с оружием спортсменов проверяется и их экипировка. Фиксация уколов (ударов). Долгое время осуществлялась сугубо визуально четырьмя помощниками главного судьи, располагавшимися по разные стороны от фехтовальной дорожки. В 1936 были впервые введены правила, по которым уколы в поединках шпажистов стали регистрироваться при помощи электрофиксатора. Позднее эти правила не раз уточнялись и дополнялись. В 1957 подобная система введена в соревнованиях на рапирах, а в 1988 – на саблях.

При срабатывании электрофиксатора раздается звуковой и зажигается световой сигнал: в поединке шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается также, был ли этот укол/удар нанесен в поражаемую поверхность. Только эти сигналы могут служить основанием для присуждения укола. Рефери может и не засчитать зарегистрированный электрофиксатором укол – в случае, если он был нанесен с нарушением правил.

Поединки на саблях и рапирах носят условный характер и строятся на так называемом праве атаки: нападение соперника должно быть отбито прежде, чем начнется ответное

действие. Спортсмен, который первым начал нападение, считается атакующим, – соответственно, фехтовальщик, отбивший клинком оружие атакующего (или контратакующего), считается защищающимся. По правилам, при одновременно завершаемых соперниками уколах/ударах преимущество имеет атаковавший (или защитившийся и нанесший ответный удар – в случае, когда противник проводит повторное нападение): в отличие от поединка шпажистов, в бою на рапирах и саблях взаимные уколы не засчитываются. В правилах специально оговаривается порядок и характер действий фехтовальщиков оружием и их передвижений в той или иной ситуации. Приоритет действия попеременно переходит от одного соперника к другому, арбитр отслеживает это. Когда электрофиксатор сигнализирует о нанесении укола (или удара) в поражаемую поверхность, рефери засчитывает его (если было соблюдено право атаки) или аннулирует (если приоритет был нарушен). При взаимных уколах (ударах) судья – в зависимости от ситуации – или засчитывает его одному из участников или аннулирует оба попадания. Но в любом случае, вынося то или иное решение, он анализирует предшествующий эпизод (фехтовальную фразу).

Бои на шпагах приближены к условиям реального поединка (дуэли). Право атаки здесь не действует. Очко за укол получает тот, кто раньше (в пределах 0,04–0,05 сек) поразит соперника: подобное преимущество определяется с помощью электрофиксатора. При меньшем интервале уколы засчитываются обоим соперникам (за исключением ситуаций, когда подобные уколы наносятся в конце поединка при равном счете).

Чтобы электрофиксатор зарегистрировал укол рапирой и шпагой, давление на наконечник оружия должно составлять, соответственно, не менее 4,9 Ньютона (500 гр) и 7,35 Ньютона (750 гр), а удар саблей, по правилам, должен быть доведен до конца: простое касание оружием зачетной зоны очков не приносит.

После команды «Стой!» уколы (удары) не засчитываются – за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался еще до команды.

sportguide.kiev.ua

Глава IV. ФЕХТОВАНИЕ НА РАПИРАХ

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Рапира — колющее спортивное оружие. Применение только колющих ударов и небольшая поверхность поражаемого пространства (по сравнению с другими видами оружия) создают благоприятные условия для обороны и трудность для нанесения укола в атаке. На рапирах фехтуют в дистанции значительно меньшей, нежели на других видах оружия, и, как правило, не прибегают к глубоким отходам, поэтому бои рапиристов отлича­ются большой напряженностью.

В отличие от фехтования на саблях, где удар наносится фрон­тальным движением клинка и направление удара противника поэтому довольно легко контролируется зрением, в фехтовании на рапирах во многих случаях фехтовальщик вынужден ориен­тироваться на основании не столько зрительных восприятий, сколько тактильных и кинестетических ощущений вооруженной руки, возникающих от постоянных соприкосновений клинков.

Точность, сложность и пространственная ограниченность движений оружием, требующие от фехтующего непрерывного чередования напряжений и расслаблений мышц пальцев и кис­ти, являются типичными чертами рапирной техники. Трудность этой техники усугубляется необходимостью действовать нередко в непосредственной близости от противника, которую рапиристы создают порой умышленно, чтобы избежать укола. Разнообразие защитных действий, заключающееся в чередовании прямых и круговых защит с продвижением вперед и назад и различного ро­да уклонениях, заставляет фехтовальщика часто более предуга­дывать, чем видеть, защитные действия противника для успешно­го завершения атаки. Все это придает тонкость технике и слож­ность тактике рапирного боя.

Техника и тактика фехтования на рапирах требуют длитель­ного изучения и освоения. Однако, достигнув некоторого мастер­ства владения рапирой, фехтовальщик может без труда и с успе­хом начать занятия фехтованием на любом другом виде оружия. Фехтование на рапирах, представляющее само по себе большой спортивный интерес, может выступать и как подсобный вид к фехтованию на шпагах, обогащая технику и тактическую игру и в значительной мере содействуя совершенствованию быстро­ты, точности, тонкости тактильных и мышечно-суставных ощу­щений и других качеств.

Владение рапирой не требует большой силы и значительных по длине перемещений, поэтому фехтованием на рапирах успеш­но занимаются девочки и мальчики, начиная с 11—12 лет, а жен­щины и мужчины до преклонного возраста. В соревнованиях бои проводятся: для старших юношей и мужчин на 5 уколов при продолжительности боя не более 6 мин. чистого времени; для мальчиков и девочек на 3 укола и не более 5 мин.; для старших девушек и женщин на 4 укола при продолжительности боя не до­лее 5 мин. Победителем боя считается фехтовальщик, который первым нанес положенное правилами количество уколов.

Поражаемое пространство—туловище и шея (рис. 50, а, б). У мужчин нижней границей поражаемого пространства является линия, проходящая спереди по сгибу ног в паху, а сзади по пояс­нице. У женщин — горизонтальная линия, проходящая через вер­хушки бедер.

Решением конгресса ФИЕ в Будапеште в 1959 г. поражаемое про­странство у женщин принято такое же, как и у мужчин.

Руки из поражаемого пространства как у мужчин так и у женщин исключаются. Полем боя служит прямоугольник длиной 12 и шириной 1,8—2 м (рис. 51).

Рапира (рис. 52, а) состоит из двух основных частей: клинка (рис. 52,6) и монтировки (рис. 52, в). Клинок — стальной, немно­го плоский, четырехгранного сечения, длиной не более 90 см, утончается к концу и завершается пуговкой, или наконечником (рис; 52, г). Другой его конец переходит в стержень (рис. 52,(3), на который насаживаются гарда (рис. 52, е) — прокладка (рис. 52, ж), рукоятка (рис. 52, з) и гайка-противовес (рис. 52, и). Клинок условно делится на три части: слабую — тонкую и гибкую, завершающуюся условным острием в виде шляпки, сильную — у гарды и среднюю, расположенную между слабой и сильной частями. Монтировка состоит из гарды — круг­лого металлического щитка для предохранения кисти от уколов диаметром не более 12 см и глубиной до 5,5 см, выпуклого в сто­рону острия, рукоятки и гайки, скрепляющей все части рапиры. Общая длина рапиры не более 110 см. Длина рукоятки вместе с гайкой не более 22 см. Вес рапиры не более 500 г.

Рукоятки бывают трех видов: простая (см. рис. 52,в), с пере­кладиной (рис. 53) и «пистолет» (рис. 54).

Простая рукоятка — обыкновенно деревянная, длиной 16—17 см. Она слегка изогнута, прямоугольного сечения, имеет массивную, удлиненной формы гайку, которая одновременно яв­ляется противовесом. Рукоятка выгнута в направлении более ши­роких сторон ее так, что одна из этих сторон выпуклая, другая во­гнутая. Чтобы рукоятка не скользила в руке, поверхность ее должна быть шероховатой, например с насечками в разных на­правлениях. Можно также покрывать ее мягкой кожей или рези­ной. Допускается обмотка тонким шнурком. Для еще более проч­ного держания, согласно правилам соревнований, рапиристам разрешается употреблять ремешки и петли (мартингалы). Иног­да простая рукоятка снабжается металлической скобкой, при­крепляемой к ее широкой вогнутой стороне.

Рукоятка с перекладиной имеет крестовину из метал­ла сечением 3—4 мм и длиной 12—16 см, пересекающую рукоят­ку около гарды. К краям гарды прикрепляются металли­ческие дужки, к ним и приваривается стержень. Деревянная часть рукоятки укорочена, так как между гардой и переклади­ной она заменена утолщенной частью клинка или специальной, насаженной на клинок, муфточкой.

Рукоятка «пистолет» отливается из легкого металла и называется так из-за внешнего сходства с пистолетом. Она имеет три выступа: один сверху и два снизу, которые обеспе­чивают более прочное держание рапиры. Рукоятка «пистолет» обычно лишена противовеса и поэтому коротка.

В начале обучения следует пользоваться только простой ру­кояткой, так как она способствует активной работе пальцев при управлении рапирой. В дальнейшем, когда основы техники будут прочно усвоены, занимающимся может быть предоставлено право выбирать рукоятку, но посоветовавшись предварительно с преподавателем.

Некоторые рапиристы изготовляют для себя видоизмененные рукоятки. Например, у «пистолета» спиливают верхний и малый нижний выступы. Этим достигается более свободная работа паль­цев при управлении острием рапиры. Иногда у рапиры с рукоят­кой «пистолет» сохраняют противовес, который обеспечивает не­которое уравновешивание клинка и рукоятки и облегчает управ­ление ее концом.

ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННАЯ РАПИРА

Электрифицированная ра­пира приспособлена к использованию электрофиксатора (рис. 56). Отличается она от обычной не­сколько более массивным клинком, на нижней плоскости которого в желобке проклеивается проводок. Ши­рина желобка 1—2 мм, глубина 0,5—1 мм. Последний сантиметр конца клинка круглого сечения с резьбой для прикрепления наконеч­ника, представляющего собой контакт­ный механизм цилиндрической формы. Подвижная часть наконечника имеет вид грибочка с насечками на шляпке. Ход подвижной части наконечника (не менее 0,5 мм) необходим для включения электрофиксатора. Сила пружины наконечника устанавливает­ся при помощи грузоэталона и долж­на быть не менее 500 г. Подвижная часть пружинного наконечника рапи­ры в переднем положении замыкает всю электроцепь и находится в кон­такте с массой рапиры. При уколе возникает размыкание цепи, в резуль­тате чего «срабатывает» электрофик­сатор. В фехтовании на рапирах электрофиксатор решает только две судейские задачи: определяет каче­ство и место нанесения укола. Темп, т. е. время нанесения укола, оцени­вает исключительно старший судья.

ДЕРЖАНИЕ РАПИРЫ

Держание рапиры с простой рукояткой см. на рис. 57. Боль­шой палец находится на широкой, выпуклой стороне рукоятки, касаясь ее всей длиной первой фаланги и не доходя до гарды примерно на 1 см. Слегка согнутый указательный палец про­тивостоит большому сгибом между первой и второй фалангами на таком же расстоянии от гарды, но с выдвинутой вперед до касания гарды первой фалангой и подхватывает рукоятку снизу отчасти сбоку. Остальные три согнутые пальца лежат на ру­коятке, мягко прижимая ее к впадине ладони между мышечны­ми буграми большого пальца и мизинца так, что гайка слегка, касается предплечья сверху. Средний и безымянный пальцы при этом первыми и вторыми фалангами обхватывают рукоят­ку снизу и снаружи, а мизинец только снаружи, касаясь ее лишь первой фалангой.

Ошибки при держании рапиры с простой рукояткой: 1) чрез­мерное напряжение мышц пальцев и кисти; 2) вытягивание ука­зательного пальца вдоль боковой стороны рукоятки; 3) держа­ние рукоятки только четырьмя пальцами, без участия мизинца; 4) держание рукоятки слишком близко к гайке, т. е. за ее конец.

Держание рапиры с перекладиной (рис. 58) обусловливается конструкцией рукоятки. Большой палец всей длиной первой фа­ланги соприкасается с утолщенной частью стержня клинка или муфтой. Ему противостоят: указательный палец, обнимающий ме­таллическую часть рукоятки первой и второй фалангами, и сред­ний палец, который лежит на ребре рукоятки второй фалангой, обхватывает поперечник и, упираясь на его середину первой фа­лангой, прижимает рукоятку к середине ладони и мышечному бугру большого пальца. Таким образом, поперечник проходит с одной стороны между большим и'указательным пальцами, с дру­гой— между средним и безымянным; два пальца—мизинец и безымянный лежат на деревянной части рукоятки, так же слегка прижимая ее к ладонной впадине.

Держание рапиры с рукояткой «пистолет» отличается от дер­жания рапиры с простой рукояткой всего лишь одной деталью: безымянный палец и мизинец обхватывают не корпус рукоятки, а нижний выступ ее (рис. 59).

Фехтуя, следует держать рукоятку рапиры, какого бы устрой­ства она ни была, без излишнего напряжения, т. е. не сильно сжимая ее пальцами. Ненапряженное держание позволяет: во-первых, со­хранять постоянно необходимую «све­жесть» мышц руки, а во-вторых, более тонко ощущать движения своего ору­жия и в моменты соприкосновения клинков — оружия противника. Только в моменты действия оружием следует мгновенно сжимать рукоятку более сильно, акцентируя нажим на нее в зависимости от желаемого направле­ния движения клинка то большим пальцем, то указательным, то тремя остальными, а то и всеми одновременно. Эта жизнь пальцев, то сжимающих рукоятку, то почти совсем ослабляю­щих давление на нее, сочетаемая с движениями в других суста­вах руки, и главным образом в лучезапястном, придает дви­жениям клинка тонкость, четкость и законченность.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИВЕТСТВИЕ

При описании боевых приемов, действий и техники их выполнения для простоты и удобства изложения имеется в виду фехтовальщик, держа­щий рапиру (саблю, шпагу) в правой руке. Левше при чтении следует соответственно заменять все правое левым и левое правым.

Стойка «Смирно» фехтовальщика (рис. 60) применяется при построениях для занятий, парадов, показательных выступлений и соответствует положению «Смирно» в строю. Рапира находится в опущенной левой руке рукояткой вперед, клинок подхватывает­ся перед гардой четырьмя пальцами снизу и придерживается большим пальцем сверху. Оружие занимает наклонное положе­ние, острие клинка обращено назад и не поднимается выше коле­ней.

Положение «Вольно» принимается из строевой стойки по команде «Вольно!». Не сходя с места, фехтовальщик расслабляет мышцы ног, шеи, туловища и чуть-чуть сгибает в колене правую или левую ногу.

Исходное положение (рис. 61) принимается также из стро­евой стойки и предшествует боевой стойке. Если партнеры стоят лицом друг к другу, то для принятия исходного положения им следует поставить правую стопу носком вперед к партнеру, а ле­вую перпендикулярно к ней, сомкнув при этом пятки. Лицо должно быть обращено к партнеру, туловище — вполоборота к нему. Обе руки симметрично полуприподняты вверх в разные стороны: правая вперед, левая назад, вытянуты и супинированы, кисти обеих рук развернуты ладонями влево-вверх. В групповых занятиях исходное положение принимается по команде «В исход­ное положение — становись!», сначала выполняется полповорота налево (голова не поворачивается) и одновременно правая рука ложится на рукоятку рапиры, затем правая нога, отделившаяся при повороте, приставляется к левой под прямым углом, правая рука выносит оружие вперед-вниз, а левая рука отводится на­зад — вниз. В начале обучения исходное положение выполняет­ся по разделениям, а в дальнейшем — слитно. Возвращение в строевую стойку осуществляется в обратной последовательно­сти: .полповорота направо с одновременным перемещением ра­пиры в левую руку и приставлением левой ноги к правой с опусканием правой руки.

Приветствие (салют)делается противнику, судьям и зри­телям. Приветствие выполняется из исходного положения. Пер­воначально прямая вооруженная рука поднимается до уровня плеча и останавливается параллельно полу (рис. 62, а). Затем она сгибается в локтевом суставе, поднося гарду к подбородку с поворотом кисти ладонью к лицу (рис. 62,6). Рапира и пред­плечье — в вертикальной плоскости. Далее рука выпрямляется, вынося рапиру в сторону старшего судьи на уровне плеча (рис. 62, в). При этом голова также поворачивается лицом к стар­шему и угловым судьям, стоящим по ту же сторону дорожки. После салюта им рапира снова поднимается до вертикального по­ложения гардой к подбородку, и приветствие повторяется в дру­гую сторону стоящим там судьям и зрителям. Последним такимже способом приветствуется противник, после чего вооруженная рука возвращается в исходное положение. Приветствие перед боем выполняется по выходе бойцов на поле боя.

БОЕВАЯ СТОЙКА

Боевая стойка (рис. 63) — это положение фехтующего, наиболее выгодное для ведения боя, т. е. одинаково удобное как для наступательных действий, так и для обороны и маневрирова­ния. Почти все приемы в бою выполняются из боевой стойки, и неправильности в ней поэтому часто ведут к ошибкам в выпол­нении их. Вследствие этого обучать боевой стойке еужно с осо­бой тщательностью, добиваясь прочного освоения ее во всех де­талях. В боевой стойке правая нога фехтовальщика находится впереди. Расстояние между стопами равно примерно ширине плеч. Носок правой стопы обращен вперед, левой — влево, т. е. стопы находятся под прямым углом одна к другой, причем пятка правой ноги и ближняя к пятке часть левой стопы расположены на боевой линии. Ноги согнуты так, что правое колено находится над носком правой стопы, а левое — над носком левой. Тяжесть тела распределена на обе ноги, но несколько больше нагружена правая нога. Туловище обращено правым боком и слегка грудью к противнику и чуть наклонено вперед. Правое плечо несколько ниже левого. Лицо обращено к противнику. Полусогнутая рука с оружием вынесена вперед. Локоть на­ходится против правого бока и отстоит от него на длину кисти. Кисть вооружен­ной руки — на уровне середины бицепса и повернута ладонью вйерх-влево, если рапира с простой рукояткой или с пере­кладиной, и влево, если рапира имеет рукоятку типа «пистолет». Предплечье и клинок в одной прямой линии, устрем­ленной вперед и немного вверх. Острие клинка на уровне и против своего левого глаза. Левая рука — сзади, поднята вверх и свободно полусогнута, причем локоть немного выше плеча, предплечье вертикально, кисть расслаблена и сви­сает в сторону головы. Основным при­знаком правильности боевой стойки сле­дует считать расположение примерно в одной вертикальной плоскости правой руки, туловища, правой ноги и пятки левой стопы.

Первоначально боевая стойка принимается из исходного по­ложения на два счета: 1) вооруженная рука, выпрямляясь, вы­носится вперед, в сторону противника; 2) правая нога выстав­ляется вперед, обе ноги сгибаются, и одновременно руки и орудие принимают боевое положение. После освоения выполнения боевой стойки по разделениям она принимается в целом по команде: «К бою»

Типичные ошибки при первых выполнениях боевой стойки: 1) недостаточно согнутые ноги; 2) перегруженность правой или левой ноги; 3) иксобразное положение ног, т. е. отклонение пра­вого колена влево, а левого вперед; 4) смещение носка левой сто­пы назад, а правой внутрь; 5) отведение локтя вооруженной ру­ки вправо (кнаружи); 6) разворот туловища грудью вперед; 7) чрезмерный прогиб в пояснице.

Описанные выше нормы боевой стойки обязательны в первые годы занятий фехтованием, в дальнейшем, с проявлением инди­видуальных черт уже опытного бойца, боевая стойка может пре­терпевать некоторые изменения, зависящие от физических осо­бенностей фехтовальщика. Кроме того, отклонения от норм бое­вой стойки во время боя могут зависеть и от тактических соображений и привычек фехтовальщика. Особенно разнообразны положения оружия: одни спортсмены держат оружие в верхней линии, сохраняя на некоторое время одну из номерных позиций (шестую, пятую, четвертую), другие — в нижней линии в пози­циях восьмой, втооой, седьмой. Большинство фехтовальщиков предпочитает постоянное неопределенное, так называемое «хо­лостое» движение оружия или довольно частые перемены номер­ных позиций — игру оружием.

Фехтовальщики в бою могут также пользоваться небольшими наклонами туловища вперед и назад (к противнику или от про­тивника), причем при наклонах вооруженная рука, как правило, не должна менять своего уровня в кисти. Фехтовальщик может перемещать туловище вперед и назад, не меняя его наклона и не переставляя ног, а лишь перенося центр тяжести тела то на правую, то на левую ногу. Наиболее употребительно перемеще­ние туловища назад, которое вызывается реагированием на лож­ные движения противника и короткие атакующие действия. При всех описанных выше движениях тела и вооруженной руки левая рука обычно остается в одном и том же положении.

Положение «вольно» (рис. 64) существует для отдыха на занятиях. По команде «Вольно!» ноги выпрямляются, не ме­няя места, а руки свободно опускаются, причем левая поддер­живает клинок за середину в горизонтальном положении. Из положения «вольно» боевая стойка принимается как обычно: ноги сгибаются, левая рука одновременно поднимается вверх, а правая выносит рапиру дугой вдоль груди вверх-вперед.

Сбор — это возвращение из боевой стойки в исходное поло­жение после окончания боя, индивидуального урока или группо­вых занятий. Выполняется сбор вперед и назад на один счет: дви­жение начинается с выпрямления ног и одновременного пристав­ления левой ноги к правой (возвращение вперед) или правой к левой (возвращение назад). Вооруженная рука выпрямляется в сторону противника и поднимается до уровня плеча, параллель­но полу, а левая опускается вниз в исходное положение, и, на­конец, рука с оружием принимает положение, симметричное левой.

Возвращение из боевой стойки в строевую осуществляется на два счета: 1) с переносом тяжести тела на левую ногу правая нога толчком приставляется к левой, и одновременно руки опу­скаются вниз (принимается исходное положение); 2) с пол-оборо­том направо рапира дугой вниз-назад перекладывается правой рукой в левую, затем левая нога приставляется к правой и пра­вая рука спускается к бедру — принимается положение «смирно».

ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

В фехтовальном бою фехтующим приходится почти все время маневрировать. Это происходит потому, что в различные момен­ты боя фехтовальщику выгодно находиться то ближе, то дальше от противника. Возникает борьба за выгодную для себя дистан­цию, которая и выражается в передвижениях бойцов вперед и назад, реже — в стороны, т. е. в маневрировании.

Шаги являются главным приемом маневрирования. Они мо­гут быть по форме движений простыми и скрестными и по на­правлению — вперед, назад, вправо, влево. Перемещения тела, как быстрые, так и медленные, в любом направлении должны осуществляться в горизонтальной плоскости плавно и легко, без раскачиваний и колебаний.

Шаг вперед (рис. 65, а, б, в, г, д, е) производится плав­ным толчком левой ноги вперед, в результате которого туловище фехтовальщика перемещается в сторону противника. Правая но­га, сперва активно сгибаясь в колене, переходит в упор на осно­вание пальцев, отрывается от пола и, разгибаясь в колене, вы­ставляется по боевой линии вперед примерно на длину стопы с приземлением сначала на пятку, а потом на всю ступню. Левая нога немедленно переставляется вперед на такое же расстояние, и боевая стойка восстанавливается. Шаг вперед можно начинать и с левой ноги, переставляя ее вперед на некоторое расстояние или вплотную к правой, после чего правая нога выставляется вперед на соответствующее расстояние для сохранения боевой стойки. Цель такого шага — сократить дистанцию незаметно для противника.

В зависимости от тактического назначения шага вперед ме­няется и его выполнение. Для того чтобы незаметно приблизить­ся к противнику, шаг выполняется мягко, бесшумно, вкрадчиво и почти без отрыва ступни правой ноги от пола. Если же фехто­вальщик намерен вызвать противника на контратаку или от­ступление, то шаг вперед нужно выполнять умышленно заметно, с утрированно приподнятой стопой правой ноги и шумной поста­новкой ее на пол.

Шаг назад (рис. 66, а, б, в, г, д) производится плавным толчком правой ноги назад посредством разгибания ее в колене, в результате которого туловище, не нарушая вертикального поло­жения, перемещается назад. Левая стопа переставляется назад, касаясь дорожки сначала основаниями пальцев. Затем правая нога перемещается на такое же расстояние назад и стойка вос­станавливается. Допустимо и другое выполнение шага назад, когда сначала назад переставляется правая нога и следом за ней левая перемещается на соответствующее расстояние. При перво­начальном групповом обучении шаги вперед и назад выполняются под команду. Для выполнения шага вперед подается команда: «Вперед — шаг!», для выполнения шага назад — команда: «На­зад — шаг!»

Возможные ошибки при выполнении простых шагов: 1) коле­бания туловища в вертикальном направлении, возникающие при разгибании ног во время шага; 2) раскачивание туловища вперед и назад; 3) волочение ноги по полу: при выполнении шага вперед—левой, а при выполнении шага назад — правой; 4) чрез­мерно высокий отрыв ступней от пола; 5) смещение ступней носком внутрь или кнаружи от принятого положения, особенно носка правой ступни влево при шаге назад, отчего нарушается правильность боевой стойки.

Кроме простых шагов вперед и назад, в фехтовальном бою нередко применяются полушаги вперед и назад, которые также являются средством сокращения или увеличения дистанции. По­лушаг вперед — выставление правой ноги вперед с небольшим продвижением тела и без подставления левой ноги — осущест­вляется с целью разведки, вызова контрдействия противника и т.д. Полушаг назад — оставление левой ноги назад с неболь­шим перемещением тела в том же направлении. В бою наиболее применим полушаг назад в сочетании с принятием защиты.

Шагами вправо и влево фехтовальщики пользуются редко. Обычно они применяются для ухода в стороны, в сочетании с принятием защиты или для отвлечения внимания противника. Шаг вправо выполняется переставлением вправо правой ноги, а затем левой, и шаг влево — переставлением левой ноги влево, затем правой в том же направлении и на то же расстояние.

Скрестный шаг вперед представляет собой два по­следовательных шага с левой и правой ног. Выполняется сле­дующим образом: левая нога, толкнув тело вперед, проносится вперед мимо правой ноги, слева от нее, и ставится на пол немного впереди носка правой стопы, при этом носок левой ноги остается все время повернутым влево. Затем правая нога выставляется вперед на то же расстояние и происходит восстановление боевой стойки. Скрестный шаг вперед может применяться для сбли­жения с противником, находящимся вне боевой дистанции. Скрестный шаг вперед не боевой прием, но им можно пользо­ваться как подготовительным упражнением при изучении атаки броском (стрелой).

При обучении скрестный шаг выполняется или в целом или по разделениям, в зависимости от общей подготовленности за­нимающихся. Скрестный шаг назад (рис. 67) выпол­няется последовательными шагами с правой и левой ног. Правая нога, толкнув тело назад, проносится мимо левой ноги и ста­вится на пол несколько сзади ее на основание пальцев, сохраняя носок обращенным вперед; затем левая нога отставляется назад на то же расстояние, что и правая, приземляясь на основание, пальцев с последующим переходом в опору на всю стопу. Ноги при этом остаются согнутыми, а тело, как в боевой стойке, почти вертикальным.

Скрестный шаг назад применяется для быстрого и глубоко­го отступления от противника, особенно в момент неготовности отразить его наступательные действия.

Ошибки при изучении скрестных шагов встречаются такие же» какие и при выполнении простых.

Скачки — быстрые перемещения тела вперед или назад, характеризующиеся фазой полета. Скачки применяются для быстрых и внезапных сближений с противником или для быстрых и глубоких отходов от него.

Скачок вперед применяется чаще всего в атаках с даль­ней дистанции, где он сочетается с последующим выпадом. Вы­полняется по схеме простого шага вперед, отличаясь от него лишь тем, что фехтовальщик вследствие резкого толчка левой ногой оказывается какое-то мгновенье в отрыве обеими ногами от по­ла. Правая нога приземляется первой на основание пальцев стопы или на весь след и сильным толчком вниз-назад выносится вперед на выпад, в то время как левая нога, стоя уже на полу, толкает тело вперед. Допустимо выполнение скачка вперед и изолированно, что применяется для быстрого и внезапного сбли­жения с противником при разрешении какой-либо тактической задачи.

Скачок назад совершается с целью облегчить защиту» для ухода от атаки противника, для подготовки контратаки и т. д., Выполняется как по схеме скрестного шага назад, так и по схеме простого шага. В скачке назад, выполняемом по схеме скрестного шага, толчок происходит с обеих ног одновременно, в результате чего фехтовальщик оказывается летящим. Правая нога в момент полета обгоняет левую и приземляется первой на носок с последующим переходом на всю стопу, направление носка остается неизменным. Затем приземляется левая нога на ос­нование пальцев, также с переходом в опору на всю стопу.

Скачок назад по схеме простого шага назад осуществляется посредством толчка в основном правой ногой, разгибающейся в колене, с последующим приземлением сперва на левую ногу или на обе ноги одновременно. Возможен и скачок назад в схеме простого шага, но с почти одновременным толчком обеими ногами и посадкой сразу на обе стопы.

Типичные ошибки при выполнении скачков: 1) толчок с одной ноги при скачке назад по схеме скрестного шага; 2) толчок вверх, особенно при скачке назад, в результате которого проис­ходит недостаточное продвижение назад; 3) отклонение туловища назад с перемещением при посадке тяжести тела на левую ногу. Такая ошибка нередко вызывает падение фехтовальщика.

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Читайте также:

lektsia.com


Смотрите также